Почему я вожу людей в Беслан

Искренний рассказ о том, почему я показываю гостям мемориал бесланской Школы №1, и почему другие гиды этого не делают.
«Было» и «стало»
Двадцать лет назад в истории нашей страны произошло событие, которое разделило её новую историю на до и после. Всё стало «до Беслана» и «после Беслана». 1-го сентября 2004-го года террористы-салафиты под командованием боевика Руслана Хучбарова захватили старейшую школу Беслана – промышленного города на территории Северной Осетии. Операция боевиков, спланированная и скоординированная лично «террористом №1» Шамилем Басаевым, привела к захвату более 1100 заложников. 334 заложника погибли. 186 из них были детьми.
Погибли дети, от мала до велика. Погибли их родители, учителя. Героически сложили головы сотрудники полиции, спасатели и спецы из «Альфы» и «Вымпела». Двадцать лет назад, 3-го сентября 2004-го, штурм школы был уже окончен. Но уродливый, чёрный как сажа, некрасивый и ничем не прикрытый след останется навсегда. И вот уже двадцать лет ежегодно находятся ревизионисты и либеральные «правдорубы», которые этот шрам истории уродуют ещё сильнее. И их голоса, увы, многие слышат.

В этой заметке я не хочу аннигилировать блистательные «аргументы и факты» подобных лидеров мнений, однако хочу объяснить, почему считаю важным и даже необходимым для каждого гостя Алании посещение мемориала Школы №1, а также почему я им в этом содействую.
Несогласие с общепринятым
Ни для кого не секрет, что гидов, экскурсоводов и тур-лидеров обучают всех по схожей методике. И это прекрасно, ведь профессионализма невозможно достичь без стандартов. Мы как команда и я как организатор, разумеется, солидарны и с методикой, и со священными законами гостеприимства.

Однако есть небольшая загвоздка…
Согласно методике, туриста или гостя обязательно надо посвящать в исторический контекст, но при этом транслируя ему как можно меньше тяжёлых, противоречивых и в особенности негативных эмоций. Этот пункт не лишён логики и обоснования. Тем не менее, он противоречит нашей авторской миссии, которая состоит в том, что каждый путешественник, проходя путь вместе с нами, должен обязательно что-то осмыслить и чему-то научиться.

Нет, мы не пытаемся быть менторами, тренерами по личностному развитию или какими-нибудь другими новомодными «спецами», которые решили, что могут поучать гостей жизненным премудростям. Разумеется, у нас нет ни таких амбиций, ни соответствующих дипломов.

Зато у нас есть история. А у истории есть всё.
Что покажет Беслан?
Тур «Кавказский контраст», а именно путешествие по Северной Осетии и Чечне, я запустил в 2023-м году, ещё когда работал один. С самого начала и по сей день на шестой день тура мы посещаем Беслан и мемориалы, посвящённые теракту в Школе №1. Гостей я готовлю с точки зрения истории до и после посещения самой школы. В здании спортзала, в самом важном и единственном открытом месте из корпусов школы, я не разговариваю. На протяжении всего путешествия я посвящаю гостей в сложные перипетии террористических актов, постепенно подводя их к самому ужасному из всех - к тому, из-за которого погибали самые беззащитные. Саму школу каждый участник тура должен осмотреть и пропустить через себя самостоятельно.
В школе №1 бывает тяжело. И чем тише там, тем сложнее сдержать слёзы. Эмоции сдают и у хрупких девушек, и у прошедших через многое взрослых мужиков. Нередко и у самого организатора путешествия. И ты можешь сказать «твои гости расстроены, так ли нужно было им всё это показывать?». И я отвечу: да.

История теракта 2004-го года насквозь пронизана болью и горечью, это факт. Но можно ли отрицать тот факт, что ими же пронизана вообще вся история человечества?

В путешествии по Чечне и Алании наших гостей окружает прекрасное: красота природы, шедевры архитектуры и искусства, потрясающие люди и гастрономические изыски. Но не зная и не чувствуя истории, можно ли оценить всё это по-настоящему? Можно ли осознать, какой ценой веками нам удаётся сохранять это прекрасное?

Мы считаем это попросту невозможным.
Постскриптум
В наш непростой век когнитивных, информационных и традиционных войн, в век изобилия источников информации любого уровня и качества, в век громких лозунгов и ярких рекламных баннеров, простому мирному человеку всё легче становится потеряться самому и потерять надежду хоть на что-то. В век «инфоцыган», проповедующих личное финансовое богатство любой ценой, в век ревизионистов, хающих героев, что ложились телами на гранаты, но превозносящих при этом фанатичных убийц и работорговцев, в век глобальных изменений и отсутствия уверенности в завтрашнем дне – именно сейчас нам особенно важно учиться на ошибках и ужасах прошлого, не боясь и не стесняясь взглянуть им в лицо.
Многие лишились жизней, пока наше прекрасное будущее формировалось. Многие, как дети бесланской школы №1, погибли невинными. Но важно то, что живы мы с вами. И немало из нас здравствуют. И чтобы ни одна страшная жертва не была напрасной, нам стоит знать и помнить об ушедших и о том, что привело к их катастрофе. Важно помнить об осторожности, о чистоте помыслов и о будущем. Ошибки будут, их будет множество, и пусть они будут совершены без ненависти, но с надеждой…

Я понимаю гидов из Осетии, что не показывают Беслан туристам. Им говорить о Беслане гораздо тяжелее, чем мне. Я могу понять тур-лидеров из других уголков России, которые считают посещение школы №1 слишком травмирующим опытом. Несмотря на это, я считаю посещение этого места обязательным для гостя Северной Осетии. И продолжу возить туда участников своих туров.

С любовью и надеждой,
Пилецкий Арсений, главный организатор путешествий «Куда ни глянь».